Украинские художники зарубежом


52 Венецианское биенале - Украинский проект.

Леся Заяц, создавшая в тандеме с Александром Гнилицким инсталляцию для 52-й Венецианской биеннале, во время презентации расплакалась от волнения. И даже утешения Виктора Пинчука, убеждавшего, что их работа — одна из лучших в украинском павильоне, не сразу высушили слезы на лице 41-летней художницы, больше похожей на девушку-подростка. “Я эти дни вся на нервах. Мы очень много сделали за очень малое время”, — объяснила она в интервью Корреспонденту свою эмоциональность. Чтобы подготовить сложную в техническом плане мультимедийную инсталляцию о времени в виде постоянно меняющейся комнаты Заяц и Гнилицкий десять дней почти не выходили из Палаццо Пападополи. Здесь, в одном из 11-ти главных венецианских дворцов, расположенных вдоль Гранд Канале (своеобразного водного аналога Крещатика в Венеции), открылась украинская экспозиция под названием Поема про внутрішнє море. Она проработает до глубокой осени, когда будут определены победители этого самого престижного в мире смотра современного искусства. Украину представляет столичный Музей современного искусства PinchukArtCenter. Его финансирует бизнесмен и меценат Виктор Пинчук, а курирует американец украинского происхождения искусствовед Питер Дорошенко. Венецианское меценатство уже обошлось Пинчуку в сумму около 1 млн евро. Но волнение Заяц, как и переживания других участников от Украины, среди которых половина — иностранные художники, оказались напрасными. Еще до открытия павильона влиятельная британская газета Daily Telegraph назвала украинский десант одним из самых ожидаемых событий Биеннале — наряду с выставками Великобритании, Франции, США и Центральной Азии. Франческо Рутелли, вице-премьер-министр и министр культуры Италии, пошел еще дальше: внес Украину в Топ-3 Биеннале, не уточняя двух других “топов”. Дорошенко объясняет эти восторги прежде всего присутствием в экспозиции работ зарубежных звезд мирового уровня. На четверых украинцев в Венеции пришлись два представителя Великобритании, американец и немец. Участие иностранцев в национальных выставках — практика чрезвычайно редкая, говорит отечественный художник Илья Чичкан. Он приехал в Венецию в качестве зрителя, побывал на презентациях многих павильонов и неоднократно слышал удивленные комментарии по поводу Украины. Однако в результате привлечение зарубежных легионеров, выступивших за украинскую команду, оказалось отличным пиар-ходом. “Шансы на победу у украинского павильона вряд ли есть — он недостаточно законченный в плане экспозиции. Но в десятку лучших он входит, без сомнения”, — комментирует Чичкан без патриотического пафоса.
Звездная “подсветка” Фасад роскошного Дворца Пападополи украшает украинский флаг, издалека заметный всем проплывающим по Гранд Канале. Рядом с дворцом расположился еще один элемент привлечения внимания: громадная инсталляция известного художника, участника украинского павильона Марка Титчнера — вращающиеся разноцветные круги. В них 34-летний англичанин, в послужном списке которого — номинация на престижнейший в арт-среде Приз Тернера, “зашифровал” трезубец. Еще одна его работа, гигантский плакат со слоганом Ми українці. Що ще? стал главной фишкой павильона. Этот текст родился в результате длительных дискуссий с молодыми киевскими художниками — Титчнер познакомился с ними во время пребывания в Украине. Вместо этого правительство поручило организацию национального павильона PinchukArtCenter.
Идея на два фронта Мысль пригласить западных художников принадлежит Пинчуку и Дорошенко. И в процессе реализации она получилась двоякой: для куратора стала художественным приемом, попыткой взглянуть на Украину изнутри и снаружи: глазами самих украинцев и зарубежных мастеров. А для бизнесмена — маркетинговым ходом, который должен был привлечь внимание громкими именами. “И то, и то, по-моему, получилось”, — радуется основатель PinchukArtCenter. По его мнению, это нормальный маркетинговый ход для промоушена современного украинского искусства — через помещение его в глобальный контекст. “Хорошие имена привлекают внимание, люди приходят и видят: о, оказывается, не только эти классные, но и украинцы классные. Но может, многие сюда бы не пришли, если бы рядом не было известных во всем мире имен”, — объясняет Пинчук. Бьянка Аривабене, принцесса Савойская — владелица дворца, где разместилась экспозиция — призналась, что работы украинских художников ей понравились больше зарубежных, потому что они “идут от души”. Особенно порадовал не лишенную чувства юмора особу голубых кровей гигантский плакат Браткова: фото рабочего в замызганной униформе на фоне фабричной стены с подписью Дворцы — рабочим! Не забыли организаторы не только о маркетинге, но и о прямой рекламе: первый лайт-бокс с плакатом украинской экспозиции встречает туристов около выхода из венецианского аэропорта Сан Марко. Все вместе — аренда Палаццо, организация презентации, привлечение профессионалов, которые будут поддерживать выставку до осени и многое другое — обходится Пинчуку в копеечку. Государство профинансировало экспозицию суммой в 110 тыс. евро — это, по словам миллиардера, приблизительно седьмая часть уже потраченных им денег. А финальный баланс подбивать пока рано. Впрочем, для промо Украины как страны, чье современное искусство не стыдно показать миру, по мнению некоторых представителей арт-среды, все средства хороши. В том числе оригинальные — вроде ангажирования западных художников. “Это неплохо, если Украина может привлечь к себе внимание такими звездными именами, как Тэйлор-Вуд, Dzine, — размышляет Чичкан.— Получается как в футболе: никто ведь не обижается, если в команде играют легионеры”. Возможность делать выводы о том, насколько хорошую команду составили украинские и западные художники, через полгода появится и у посетителей PinchukArtCenter. “Мы обязательно покажем все украинцам зимой, когда закончится Биеннале, — обещает Пинчук. — Пусть знают, как мы представляли Украину в Венеции”.

Ирина Илюшина | Корреспондент


©2007